Сегодня с развитием Интернета виртуальное пространство стало удобной средой для осуществления онлайн-коммуникации, характеризующейся многообразием, средств, форм и способов передачи информации, среди которых были и остаются популярными поликодовые тексты.
К последним относятся мемы и демотиваторы, состоящие из картинки и текста к ней. Понятие «мемософия» прочно вошло в современную действительность, и мы нередко обращаемся к так называемой «мем-реальности», чтобы разнообразить общение, придать ему большую выразительность и оригинальность. Но не все мемы и демотиваторы одинаково полезны, среди них есть те, которые носят конфликтный характер, поэтому столь важно понимать их специфику, чтобы уметь различать мемы неконфликтного и конфликтного содержания, повышать критичность своего восприятия, тем самым нивелируя потенциальные негативные эффекты последних. Проект, реализуемый в Пятигорском государственном университете, как раз посвящен комплексному когнитивному исследованию поликодовых текстов как инструмента воздействия в социальных сетях в рамках сетевого подхода. Он был поддержан Российским научным фондом и Министерством образования Ставропольского края.
Данный проект носит междисциплинарный характер и реализуется сложившимся коллективом ученых: лингвистов и социологов из разных вузов России. Как и многие другие проекты, исследование выполняется в несколько этапов с последовательным решением комплекса заявленных задач. Поскольку проект близится к завершению, то многое уже сделано, в частности, установлены и изучены частотные элементы содержания данных текстов, ситуативные роли изображаемых участников в ситуациях конфликта, отличия конфликтных и неконфликтных мемов и демотиваторов. Непосредственно сейчас ведется обработка результатов социологического опроса и психолингвистического эксперимента по выявлению отношения молодежи к мемам вообще для понимания, что может вызывать интерес и почему. Все члены коллектива ежегодно выступают с докладами на научных мероприятиях, публикуют свои статьи в ведущих рецензируемых научных журналах.
Учитывая, что в последнее время интернет-коммуникация в целом все больше тяготеет к полимодальности, иными словами, в ней активно используются как текст, так и изображения, то результаты исследования могут быть полезны для людей разных возрастов, поколений и не только молодежи, поскольку сегодня все общаются онлайн. Повышать осознанность и критичность восприятия распространяемой информации, уметь корректно осуществлять коммуникацию в сети Интернет нужно всем.
Поделиться новостью: