Переход к новой моделивысшего образования обсудили на расширенном заседании Учёного Совета Пятигорского государственного университета

3 сентября 2025 года в Большом актовом зале Пятигорского государственного университета состоялось расширенное заседание (с приглашением всех членов коллектива работников и студенческого актива) Учёного Совета, на котором был обсужден целый комплекс вопросов, включая перспективу перехода на новую модель высшего образования.

Ректор университета, профессор А.П. Горбунов рассказал участникам собрания о новой модели высшего образования – основных принципах её работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики региона, в контексте выступления министра науки и высшего образования России В.Н. Фалькова на окружном совещании вузов СКФО 12-13 июля 2025 года в г. Пятигорске.

Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что сформировались новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом в принципиальном плане было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.

С этой целью в том же году стартовал пилотный проект с участием шести вузов, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в своём обращении, направленном участникам собрания в ПГУ, как и другим вузам СКФО, подчеркнул, что новая модель – это не революционный, а эволюционный шаг и что успешность перехода на новую модель высшего образования зависит от каждого преподавателя и сотрудника университета, а сами преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования, «должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования». Министр особо отметил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.

Ректор Пятигорского государственного университета, профессор
А.П. Горбунов, на основе представленных 13 июля министром В.Н. Фальковым вузам округа положений и материалов, осветил проектируемые ключевые изменения в системе высшего образования, состоящие в следующем:

  •  вводится единый уровень – высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
  •  срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.
  •  будут обновлены государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социо-гуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, – это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.
  •  важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.
  •  в составе федеральных учебно-методических объединений должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.
  •  магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.
  •  Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам; количество их укрупнённых групп будет сокращено, на основе обобщения, с 58 до 20; отсутствие областей образования; введение конкретных квалификаций; закрепление названий профилей; особые права на установление профилей только для группы из 59 наиболее ведущих вузов.

 Ректор особо подчеркнул, что главная цель и миссия Пятигорского государственного университета – это быть передовым центром организации и управления, образования, воспитания, науки, инноваций, цифровой трансформации, международного сотрудничества, обеспечивающим подготовку выпускника новейшего типа – преобразовательно-созидательного лидера-инноватора, отстаивающего российские интеллектуально-инновационное глобальное лидерство и державный суверенитет, российские духовно-нравственные ценности в любой точке земного шара.

В заключение своего выступления А.П. Горбунов призвал собравшихся сделать всёнеобходимое для успешного перехода Пятигорского государственного университета на новую модель и выразил уверенность, что коллектив университета в полном объёме выполнит все поставленные задачи. Обсуждение комплекса этих задач включено в планы работы Учёного Совета и ректората ПГУ на 2025/2026 учебный год.







Поделиться новостью:









Яндекс.Метрика