К губернатору Ставрополья обратились по поводу Пушкина

Уважаемый Владимир Владимирович!

Как Вы знаете, в Пятигорске в течение пяти лет осуществляется социальный культурно-образовательный проект «Пятигорск с Пушкиным». Его цель – использовать творческое наследие А.С. Пушкина, гения российской словесности, создателя современной версии русского языка, для укрепления общероссийской идентичности, ввести в массовое сознание пятигорчан разного возраста строк поэта, которые заслуженно составляют важную часть культурного кода россиян.

Некоторые произведения А.С. Пушкина включены в школьную программу. Однако, секрет Полишинеля, что в сухом остатке основная масса выпускников школ, получив аттестат, знает только то, что «Пушкин – наше всё». В памяти, а это равнозначно, что и в душе молодых людей, не остается ни мыслей, ни образов, ни его удивительно богатого языка.

Возможно ли добиться того, чтобы, хотя бы тот минимум, который включен в школьную программу, знали все или практически все?

Возможно ли, чтобы в параллели с учебно-воспитательным процессом и ему не в ущерб, гораздо больше этого минимума вошло в умы мальчишек и девчонок в детские и школьные годы – благодатную пору их развития и становления?

Да! И у нас есть такой опыт.

Возможно ли заставить учителей, которые могут это сделать, но, как ни парадоксально, это делать не обязаны, принять такую парадигму?

Вы, уважаемый Владимир Владимирович, в статусе губернатора Ставропольского края можете запустить механизм, который позволит добиться многого. А именно:

– развернуть чиновников от образования в этом направлении, расширив границы проекта – от «Пятигорск с Пушкиным» к «Ставрополье с Пушкиным» при Вашей поддержке и под Вашим патронатом. Ведь даже рекомендация будет воспринята как указание, обязательное для исполнения;

– обязать министерство образования включить знание наизусть строк и строф поэта в один из рейтинговых показателей работы школ и дошкольных учреждений. Мы готовы прописать механизм учета в количественных показателях, поделиться опытом легкого запоминания, разработать рекомендации, план-график работы, методику хорового чтения и практику Пушкин-переменок, массовых мероприятий-отчетов… Но нужны ли Вам эти детали? Было бы хорошо, если бы по Вашему указанию они были конструктивно восприняты на уровне лиц, непосредственно ответственных за организацию и качество учебного процесса;

– вывести Пятигорск в статус инновационной площадки российского уровня с соответствующим финансированием;

– внедрить формы морального и материального поощрения для лучших педагогических коллективов, учителей, воспитателей, наконец, семей, которые поддерживают проект. Например, всем главам муниципальных образований вменить в обязанность проводить прием наиболее успешных участников проекта и их наставников в канун Дня русского языка. А для лучших из лучших провести губернаторский прием;

– поставить задачу СМИ края сопровождать проект, а муниципальным управлениям образования – максимально отражать работу по постижению пушкинского наследия в социальных сетях…

В идеале, желательно постановление правительства Ставропольского края с максимально подробным пошаговым планом действий и отчетности. Как это будет выглядеть в реальности на «переднем рубеже»: учитель-ученик? Большинство пойдут традиционным путем: вот текст, иди учи. Но даже при таком подходе (насилия без интереса и любви) есть прок – Пушкин силой своего гения пробьется к душам и сердцам. Мы не встретили ни одного ребенка, который выучив строки поэта, не любил бы их читать перед своими домашними и всем миром в соцсетях, ни одного родителя, который был бы недоволен тем, что его ребенок знает из Пушкина наизусть.

Но есть и способы легкого, радостного запоминания строк поэта. У нас есть пятилетний опыт осуществления проекта «Пятигорск с Пушкиным», и мы готовы им делиться. Воспримет ли его педагогическое сообщество? Лучшая часть – да. Остальным нужно помочь осознать и, как минимум, открыть шлагбаум на пути этого опыта к родителям и детям. Тем более, что Российский Фонд культуры поддержал нас, и наши наработки в форме обучающего видеокурса находятся в свободном доступе. Возможно, будет много имитационных действий, но и вероятность позитивного результата велика.

Пушкинское наследие – важнейший инструмент, помогающий выиграть битву за молодое поколение. Формировать, развивать мыслительные параметры человека можно разными способами. Путь через расширение навыков овладения богатствами языка – наиболее короткий и бесспорный: язык и мышление тесно взаимосвязаны. Тренировки долгосрочной и краткосрочной памяти, расширение ее параметров и совершенствование способа извлечения из памяти необходимой информации – это доступный для каждого путь совершенствования своих способностей. К тому же гуманитарные аспекты образования развивают креативное мышление.

Мы живем в сложном мире и в непростое время. Русофобия стала мировым трендом. В странах ближнего зарубежья уже совершены действия, способствующие вымарыванию русского языка и русской культуры из сознания наших бывших соотечественников. Огромные ресурсы задействованы для ослабления единства нашей страны, представляющей собой сплав наций и народностей, принимающих и уважающих объединяющую роль русского языка и русской национальной культуры. Русский язык, государственный, язык межнационального общения, требует особого отношения. Ведь идентификация человека с Родиной проходит по линии уважительного и бережного отношения к русскому языку и богатому культурному наследию. Русский язык в его эталонном виде, каким он подарен нам Пушкиным, составляет основу для формирования общероссийской идентичности. Блестящее владение им – залог успеха в жизни каждого молодого человека.

Нашим детям свойственны клиповое мышление, сокращение объемов памяти, отторжение многостраничных текстов, проблемы с концетрацией внимания и т.п. А нам удалось, казалось бы, рутинную зубрежку превратить в приятное и даже увлекательное коллективное действо. Вовлекая молодых в мир пушкинского, онегинского слова, нужно понимать, что это требует усилий, системы и дисциплины. Наши приемы с парадоксальными жестами и графическими символами-подсказками открывают путь легкого и радостного знакомства с богатствами русского языка. Такой подход показывает, что и серьезные государственные задачи можно порой решать легко, на позитиве. Ведь речь идет о детях. Несерьезные инструменты (жесты и «каракули», чтение хором) – не самоцель. Они понятны молодым, помогают им открыть для себя новые способы совершенствования своей памяти и постижения богатств пушкинского поэтического наследия.

Известная мудрость гласит: «Хочешь уничтожить народ – уничтожь его язык». Нашей стране, как никогда, нужны грамотные, развитые и образованные люди, любящие свою Родину, готовые, если понадобится, встать на защиту ее народа, целостности территории, наших культурных и нравственных ценностей. Русский язык – важнейший из этого ряда.

Сегодня ведутся многочисленные дискуссии о том, чему надо учить детей, как подготовить их к жизни в быстро меняющемся мире. Бесспорно, они должны научиться учиться и в школьные годы максимально развить свой потенциал – мышление, память, способность к концентрации внимания, грамотность, речь, коммуникативные способности. Серьезные задачи. Но иногда небольшие дополнения, акценты способствуют их решению не меньше, а, порой, больше, чем то, что сегодня предлагает школа. Пушкин и этот проект ничего не подменяя, дополняет и стимулирует. А примеры из реальной жизни и сегодня, и в историческом отдалении убеждают в действенности пушкинского слова, как инструмента развития.

Министр обороны СССР, маршал Советского Союза Д. Т. Язов в годы Великой Отечественной войны, находясь на лечении после ранений в госпиталях, выучил наизусть весь роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Рядом с ним, мальчишкой из сибирской глубинки (попал на фронт, приписав себе полтора года), в окопах, госпиталях, потом в военном училище и военных академиях были сотни таких же, как он. Но маршалом и министром обороны СССР стал именно Дмитрий Тимофеевич Язов.

Пару лет назад с нашими идеями мне довелось встречаться с Вашим заместителем И.В. Кувалдиной. По итогам мы подготовили письмо с предложениями. Все закончилось ничем – формальной отпиской не по сути дела.

Уважаемый Владимир Владимирович, я прекрасно понимаю, что все изложенное не входит в параметры оценки лично Вашей работы, как губернатора. Но, может быть, Вас увлечет идея вырастить на Ставрополье Пушкин-поколение? Лет пять регулярных усилий – и результаты превзойдут ожидания. Ведь и яблоневый сад не растет быстро.

С уважением,

Зоя Выхристюк,

член Союза журналистов России,

член Общественного совета г. Пятигорска,

руководитель социального

культурно-образовательного проекта

«Пятигорск с Пушкиным»







Поделиться новостью:









Яндекс.Метрика