Ученые ПГУ создали программудля описания запахов

Ученые из Пятигорского государственного университета создали программу для словесной идентификации запахов. Целью является разработка приложения, которое поможет точно характеризовать ароматы, подбирать их по текстовому описанию.

К сегодняшнему дню искусственный интеллект активно используется в сфере парфюмерии: он создает ароматы по запросу, позволяет оценить их виртуально и даже имитирует запахи древних цивилизаций. Однако долгое время нерешенной оставалась проблема четкого описания запахов, что облегчило бы коммуникацию в данной области.

Вместе с тем парфюм сегодня – не просто аромат, это важная часть личного образа и способ выразить себя без слов. Все больше людей воспринимают парфюмерию как средство самопрезентации. Нообъяснить запах словами трудно даже профессионалам. В условиях онлайн-покупок такая проблема ощущается особенно остро. Краткие определения вроде «свежий», «восточный» или «цветочный» часто не дают представления о том, каким будет аромат на самом деле. Людям сложно ориентироваться, поэтому многие отказываются от интернет-заказов или выбирают наугад.

Дополнительные трудности вызваны тем, что у многих людей обоняние ослаблено в результате загрязнения воздуха или перенесенных ранее заболеваний, таких как COVID-19. В связи с этим внимание сосредоточивается на поиске эффективных решений, способных компенсировать утрату чувствительности к запахам и позволить людям воспринимать и описывать их более точно.

На этом фоне ассортимент парфюмерной продукции расширяется, ориентироваться в нем становится все сложнее. Появляется потребность в новых инструментах, которые помогут людям лучше понимать, какой аромат перед ними, а производителям – четче и яснее доносить особенности своей продукции.

Возникшую проблему взялись решить ученые Пятигорского государственного университета. Они разработали научно-технологический проект, не имеющий аналогов в отечественной практике: команда исследователей создала интеллектуальную систему, способную описывать запахи. Речь идет не просто о прикладном программном обеспечении, а о полноценной платформе, сочетающей в себе достижения в области лингвистики и цифровых технологий.

В течение года научный коллектив разработал и протестировал авторскую программу, которая самостоятельно обрабатывает и классифицирует ароматы, опираясь на обширную лингвистическую базу, включающую миллионы слов и разноплановых выражений. Особенность проекта заключается в его полной технологической автономности: все этапы – от концепции до реализации – выполнены силами специалистов университета. Программный код написан с нуля, архитектура и алгоритмы разработаны непосредственно научным коллективом.

«Наша команда написала большой, длинный код. Мы не покупали решение, мы его создали сами – со своей архитектурой, логикой, базами данных. И особым достижением нашего проекта мы считаем то, что к нам подключилось молодые исследователи. Это очень ценно не только для нашей специфики работы, но и в целом для российской науки», – поясняет руководитель проекта, доктор философских наук, директор научно-образовательного Центра вычислительной философии «Digit» Павел Николаевич Барышников.

Центральный компонент разработки – модель, которую условно можно назвать «театром запахов». Она позволяет переводить сложные парфюмерные композиции в структурированные текстовые описания, адаптированные под различную целевую аудиторию. Программа может предложить набор ключевых слов для конкретных потребительских групп: будь то молодежь, представители зрелого или старшего поколения, а также не менее заинтересованные в продажах производители, дистрибьютеры, байеры и инфлюенсеры. Технология может применяться в рекламных, маркетинговых и дизайнерских стратегиях в сфере парфюмерной продукции.

За относительно короткий срок коллективу удалось создать технологически сложный и социокультурно значимый инструмент, открывающий новые горизонты на стыке лингвистики, цифровых технологий и сенсорной коммуникации. Проект демонстрирует потенциал региональной науки и подчеркивает растущую роль отечественных разработок в формировании будущего гуманитарных и прикладных цифровых решений. Новая разработка – шаг навстречу тому, чтобы аромат стал понятнее, ближе и доступнее каждому.







Поделиться новостью:









Яндекс.Метрика