Мемы и демотиваторы, активно распространяемые в онлайн-среде, являются не только частью развлекательного контента, но и способны оказывать значительное эмоциональное воздействие на участников виртуального общения, отражая субъективные представления о текущих реалиях действительности, формировать мнения по различным вопросам.
Картинка, облаченная в черную рамку и дополненная небольшим текстом, в отдельных случаях также может выступать и как манипулятивный инструмент, игнорировать который не представляется возможным. Этим объясняется тот факт, что исследователи разных областей знаний, в том числе и специалисты-языковеды, активно подключаются к изучению данного феномена.
К сожалению, мемы и демотиваторы могут наполняться также конфликтным содержанием и, соответственно, могут быть использованы как средство агитации и продвижения деструктивных идей и смыслов.
Именно важность изучения конфликтных поликодовых текстов разных тематик для нивелирования их потенциального влияния на интернет-аудиторию сподвигла ученых «Пятигорского государственного университета» проводить их исследование в рамках научного проекта, поддержанного Российским научным фондом.
На настоящий момент проведена работа по выявлению присущих конфликтным мемам и демотиваторам компонентов, которые распределены согласно соответствующим категориям, что позволило установить, что акцент в таких текстах делается, в первую очередь, на упоминаемом субъекте, а также намеренно приписываемых ему автором текста конкретных характеристиках и поступках. Данный этап также лег в основу идентификации типов связей между элементами изображения и текста, обнаружения закономерностей комбинаций характерных компонентов содержания конфликтогенных поликодовых текстов, что позволило определить частотные паттерны их содержания и характерные для них коммуникативные стратегии и тактики. Было проведено статистическое исследование и выявлены отличия мемов и демотиваторов конфликтного и неконфликтного характера. Исследование продолжается.
Поделиться новостью: